No Image

Доклад обучение на дому

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
11 декабря 2019

семинар педагогических работников общеобразовательных

коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ

Западной зоны Республики Башкортостан

«Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»

в секции «Учение с увлечением»

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_zonalnyy_seminar.docx 39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

семинар педагогических работников общеобразовательных

коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ

Западной зоны Республики Башкортостан

« Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому»

в секции «Учение с увлечением»

Учитель надомного обучения:

Л. Г. Белугина, I кв. категория

1.4. Здоровьесберегающие технологии………………………………………….6

1.6. Технология театрализации…………………… ……………………………7

Дети, обучающиеся индивидуально на дому — это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения.

В ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ количество детей, обучающихся на дому по данным за последние три года увеличивается (табл.1). В среднем на 4 человека в год.

В связи с чем учителя, постоянно находятся в поиске ответа на вопрос «как обучать детей со сложными дефектами в условиях индивидуального обучения на дому?».

Содержание образования обучающихся с ОВЗ, которым было рекомендовано индивидуальное обучение на дому определяется адаптированными общеобразовательными программами, разрабатываемыми учителями надомного обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.

Технологии работы с обучающимися с ОВЗ в современных общеобразовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов.

Педагогическая технология — системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Б.Т.Лихачёв).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).

Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения – системы, которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компенсирующего обучения с опорой на сохранные функции обучающегося; технологии индивидуализации обучения. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы учитель взаимодействует с обучающимся по индивидуальной модели, учитывая его личностные особенности, психофизические возможности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

С 2010-2011 учебного года я веду педагогическую работу в должности «Учитель надомного обучения». За время работы с целью достижения наилучших результатов применяла в работе различные методы, приемы, средства обучения. Общая классификационная характеристика некоторых технологий, которые могут, на мой взгляд, использоваться в условиях индивидуального обучения на дому будут представлены далее из опыта моей педагогической практики.

  1. Характеристика педагогических технологий, применяемых в условиях индивидуального обучения на дому.

1.1. Тестовые технологии .

Тест – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося.

Т.о. тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие:

1) Тест открытого типа – нужно дописать предложение.

2) Тест (задание) закрытого типа – даётся два варианта ответов.

3) Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.

4) Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков .

Например: из четырех вариантов выбери один лишний (Приложение 1).

1.2. Информационно-коммуникационные технологии.

Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества.

Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры и пр.

Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов и пр. (Приложение 2).

1.3. Технология опорных сигналов.

Технология опорных сигналов и конспектов была создана В.Ф. Шаталовым . С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучающимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения . Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. (Приложение 3).

Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса.

Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Во-вторых, применение лечебной педагогики А. А. Дубровского.

В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством. (Приложение 4).

1.5. Игровые технологии.

Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания . В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.

Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования. (Приложение 5).

1.6. Технологии театрализации.

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.

О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность.

Театр на пальцах способствует р азвитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки . (Приложение 6).

1.7. Проектные технологии.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем ( Дж. Дьюи , У.Х. Килпатрик). И в России в 1905 году практически параллельно с разработками американских педагогов под руководством русского педагога С.Т. Шацкого .

Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающегося определенной системы интеллектуальных и практических умений. Используя проектные технологии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов. Проект разрабатывается обучающимся под руководством учителя, родителей.

Классификация учебных проектов (по Коллингсу): проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты. (Приложение 7).

Трудотерапия – универсальный метод абилитации и реабилитации детей с самыми разными нарушения психики или двигательных функций. На занятиях по трудотерапии проводится работа по профориентации детей-инвалидов с целью дальнейшего трудоустройства (по возможностям ребенка) и как минимум – обучение элементарному самообслуживанию в быту. Обучающиеся учатся готовить пищу, ремонтировать одежду и обувь, мыть посуду и т.д . на уроках СБО, хозяйстенно-бытового труда, ремесла .

Уроки-экскурсии. (Приложение 8).

В организации индивидуального обучения на дому с обучающимся с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики у обучающегося.

При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.

Учитель надомного обучения должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки.

В надомном обучении связь с родителями имеет основное направление взаимодействия учителя и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта: от легкой степени умственной отсталости до глубокой . Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.

Читайте также:  Баклажаны рецепты приготовления рулетики

На примере Марселя М. можно проследить следующие изменения. В заключении ГБУ Белебеевская зональная ПМПК от 2013 года к диагнозу есть дополнение «несформированность чтения и письма», в заключении ГБУ Белебеевская зональная ПМПК от 2015 года эта запись отсутствует. Из чего следует наличие положительной динамики у обучающегося. (Приложение 9).

В доме у Марселя М. в его комнате стена оформлена грамотами, дипломами в творческих конкурсах (очных и дистанционных, школьных и всероссийских) и др .

Марсель гордится своими достижениями, и родители рады за своего сына.

  1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование.-М. Инноватор. Вып. 6, 1996.
  2. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.
  3. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
  4. Селевко Г.К. Личностный подход.\ Школьные технологии, 1999, №6.
  5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. Пособие для.
  6. http://pedtehno.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель — развитие индивидуальных .

Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви.

Приказы по организации индивидуального обучения на дому.

Приказ 407 об организации индивидуального обучения на дому.

Приказ 431 об организации индивидуального обучения на дому.

Индивидуальное обучение на дому

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация индивидуального обучения на дому

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

Название: Индивидуальное обучение на дому
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат Добавлен 17:57:13 08 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 303 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
1 – 4-е классы 5 – 7-е классы 8 – 9-е классы 10 – 11-е классы
8 часов в неделю 10 часов в неделю 11 часов в неделю 12 часов в неделю

Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.

В случае болезни учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с учеником, находящимся на индивидуальном обучении на дому, другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

Во время нетрудоспособности учителя сроки проведения уроков переносятся на другое время по согласованию с родителями (законными представителями). В этом случае заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо (куратор, классный руководитель или координатор) готовит распоряжение, в котором указывает, что в связи с болезнью учителя, работающего с учеником на дому, уроки переносятся на другое время. Перенос занятий необходимо согласовать с родителями (законными представителями) и получить их письменное согласие (в свободной форме).

В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация школы представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому

Участникам образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому, являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация).

Права и обязанности обучающихся в форме индивидуального обучения на дому

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право :

получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:

соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

соблюдать расписание занятий;

находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

Права и обязанности родителей (законных представителей)

Родители (законные представители) детей имеют право:

защищать законные права ребенка;

вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения.

Родители (законные представители) детей обязаны:

выполнять требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий.

Права и обязанности педагогических работников

Читайте также:  Желтый налет на зубах у взрослых

Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:

знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних занятий;

выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях учащихся, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

Администрация школы обязана:

готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию учащихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе.

Порядок управления образовательным процессом

Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.

В компетенцию администрации образовательного учреждения входят следующие управленческие действия:

принятие решения об организации образовательного процесса;

разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;

контроль за распределением и использованием денежных средств.

Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому»

В папку рекомендуется включить следующие документы:

Положение о формах получения образования в образовательных учреждениях города, региона (например, для Москвы это приложение к постановлению правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. № 827 – ПП);

Положение об организации индивидуального обучения на дому;

приказы (копии) «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» на каждого учащегося;

справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации обучения;

расписание уроков индивидуального обучения (на каждого ученика), письменного согласованное с родителями;

список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;

учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ);

план внутришкольного контроля индивидуального обучения;

справки по внутришкольному контролю индивидуального обучения на дому;

заявления родителей (законных представителей);

рекомендации психолога, логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому.

Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий

На каждого учащегося оформляется журнал индивидуальных занятий , куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденными руководителем образовательного учреждения, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий. После проведения учителем урока родитель (законный представитель) ставит свою подпись в журнале (можно в графе «Домашнее задание»). На основании этих записей производится оплата труда педагогических работников.

В классном журнале на левой развернутой странице листа в отметочной строке напротив фамилии учащегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: «образование на дому, приказ от _______ № _______». Четвертные, триместровые, полугодовые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал соответствующего класса вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения. В журнал класса, в котором есть обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа.

В случает частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетрадь учащегося.

Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.

Примерный учебный план надомного обучения

Предмет Учебная нагрузка, ч/неделю
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Русский язык 2 3 3 3 3 3 2 2 2 1 1
Литература 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2
Математика (алгебра/геометрия) 3 3 3 3 4 3 2/1 1,5/1 2/1 2/1 2/1
Окружающий мир/ ОБЖ 1 1
Биология 1 1/0 1/0 1 1
Химия 1/0 1 1 1
Физика 1/0 0/1 1 1 1
География 1 0/1 1 0/1 1
История 1 1 1 1 1 1 2
Иностранный язык 1 1 1 1 1 1 1
Итого часов: 8 8 8 8 10 10 10 10 11 12 (10) 12 (10)

1. Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям (триместрам, учебным четвертям).

2. Интегрируются курсы ОБЖ и окружающий мир.

3. Преподавание курсов биология, физика, химия должно носить экологизированный характер.

4. Регионоведческое направление должно быть отражено в преподавании чтения, истории, литературы, географии.

Внутренняя документация образовательного учреждения

I. Первым из таких локальных актов является решение педагогического совета школы. В повестке дня августовского педагогического совета рассматривается вопрос о праве учащихся на получение образования в разных формах: экстернат, семейное, обучение на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, заочное обучение.

В протоколе педагогического совета записывается следующее решение:

1. Предоставить учащимся школы по заявлению родителей и медицинским показаниям в 200_/200_ учебном году формы получения образования: экстернат, семейное, обучение на дому, обучение на основе индивидуальных учебных планов, заочное обучение.

2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому учащихся школы. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса на основе индивидуального обучения на дому возложить на заместителя директора по УВР.

3. Методическим объединениям согласовать тематическое и поурочное планирование.

4. Заместителю директора по УВР взять под контроль процесс индивидуального обучения на дому и его результативность.

II. Далее администрация школы составляет, а директор школы утверждает Положение об организации индивидуального обучения на дому. Затем директор школы на основе соответствующих документов издает по школе приказ «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» .

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Калининской

"Особенности работы с детьми, обучающимися на дому"

Учитель Пуляева О.В.

Мы, учителя-надомники обучаем каждого ученика отдельно, тем самым осуществляем индивидуальный подход, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения учебного материала учащимся и его способности. Преимущество такой формы обучения в том, что учитель имеет непосредственный контакт с учеником и всегда может исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальное обучение позволяет глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные возможности. Отрицательная сторона в том, что эти дети лишены общения со сверстниками, а следовательно нуждаются в социальной адаптации, позволяющей иметь определённые бытовые навыки, представления о жизни.

Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Практика показывает, что многие дети, обучающиеся на дому, оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что дети:

— не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;

— не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их эмоционально – поведенческих особенностей;

— у них низкий уровень знаний об окружающей среде;

— им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;

— они не могут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

Социальная адаптация ребёнка обучающегося на домашнем обучении – это непрерывный процесс, в котором участвуют личность и общество. Главным приоритетом в работе с такими детьми, является индивидуальный подход, с учётом степени психики и здоровья каждого ребёнка. Дети, обучающиеся на дому, — это дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и т.д. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов и возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребёнка.

Читайте также:  Американский пай с яблоками

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ должна быть направлена на уменьшение зависимости ребёнка от посторонней помощи. Она должна стимулировать его активность, адаптацию к окружающей и социальной среде.

Помочь ребёнку овладеть простейшими трудовыми навыками, что позволит ему в дальнейшем занять своё место в обществе, и не чувствовать себя в изоляции от других людей – задача учителя надомного обучения.

Пути формирования социально-бытовой адаптации детей в условиях надомного обучения видятся мне следующим образом:

Так как дети с ОВЗ в силу своих ограничений вынуждены получать образование в форме надомного обучения, следовательно, родители ( или лица их заменяющие) играют большую роль в подготовке детей к самостоятельной жизни. Поэтому учителю надомного обучения важно сделать родителей партнёрами в обучении и воспитании ребёнка. Конечно чаще всего, семьи, у которых есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, не подготовлены и не могут дать ребёнку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример, жалея и «погружая» его в болезнь. С такими родителями учителю необходимо постоянно проводить соответствующую разъяснительную работу. Необходимо дать почувствовать им, что их «особенный» ребёнок является не только личным делом семьи. Процесс образования должен строиться с учётом особенностей ребёнка, образа жизни ученика и его семьи. Мы вместе с родителями должны максимально приближать учащихся к реальной жизни, поддерживать ребёнка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и адаптироваться в обществе.

Вариантом решения проблемы социализации и адаптации детей, обучающихся на дому, может быть инклюзивное обучение «особенного» ребёнка в учреждении дополнительного образования вместе со здоровыми детьми. Это позволяет сделать метод частичной интеграции. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья выполняет коррекционно-развивающую роль в становлении социального опыта и личности ребёнка, помогает решить основные задачи социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии. Есть работы, которые отмечены грамотами. Ключевым моментом инклюзивного обучения является то, что дети с ограниченными возможностями здоровья не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так важно для успешной социализации.

Большое значение для усвоения учащимися надомного обучения определённых социально-бытовых навыков, имеют уроки домоводства и этики. Для успешной социализации ребёнка надо научить пользоваться общественным транспортом, услугами почты, магазинов, он должен знать правила поведения в транспорте, в общественных местах, на улице, Знать назначение различных зданий (почта, банк, поликлиника, магазин и т.д.) Необходимо научить ребенка пользоваться телефоном: набирать телефоны родителей, близких людей, номера экстренного вызова, научить его писать домашний адрес, своё ФИО. Следует обращать внимание ребенка на ситуации, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности. Ему регулярно надо повторять, что нельзя разговаривать на улице с посторонними, принимать подарки и приглашения от людей, которых он не знает. Для успешной социальной адаптации ребенка необходимо научить выполнять несложную хозяйственно-бытовую работу. Это может быть сервировка стола, уход за своими вещами, стирка и глажка мелких вещей, помощь в уборке комнаты, мытье посуды, участие в приготовлении несложных блюд. Основная задача таких занятий – привить детям элементы самостоятельности, дать элементарные представления о жизни, труде и быте.

В результате проводимой работы по адаптации учащихся, на протяжении всего периода взросления, , ребёнок, после окончания школы, может устроиться на несложную работу в соответствии с имеющимися у него социально-бытовыми навыками.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Всему этому способствуют экскурсии на природе, прогулки во дворе, по станице. С точки зрения социальной адаптации экскурсии должны иметь познавательное значение. Ребенку необходимы навыки ориентации на улице, он должен иметь представление о тротуаре, проезжей части, уметь различать цвета светофора и знать, что они означают. Вербальные экскурсии помогаю ребёнку знакомиться с культурой и искусством других мест, городов, стран.

Немаловажную роль играет и здоровье детей с ОВЗ. Здоровье является основным ресурсом, от степени обладания которым зависит удовлетворённость практически всех потребностей человека, оно отражается на образе и стиле жизни, приобщении ученика к современным достижениям культуры, науки, искусства, характере и способах проведения досуга и отдыха. Знания о ЗОЖ формируются у ребят находящихся на домашнем обучении, в ходе уроков и работе с родителями. Учитель надомного обучения для формирования представлений о ЗОЖ у детей обучающихся на дому проводят следующую работу:

— проводят просветительную работу с родителями об усилении роли семьи в формировании здоровья её членов;

— рекомендуют родителям, как правильно организовать досуг ребёнка обучающегося на дому (поощряют занятия детей в спортивных секциях, учреждениях дополнительного образования и т.д.);

— проводят беседы и демонстрируют видеоролики о здоровом образе жизни;

— следят за соблюдением двигательного режима;

— следят за соблюдением санитарно-гигиенических требований, светового и температурного режимов.

Здоровьесберегающие технологии дают возможность сохранить заложенное природой здоровье, способствуют физическому развитию ребёнка и поддерживают его позитивный эмоциональный фон.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ может способствовать повышению у ребенка самооценки, коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые способствуют дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Образовательная среда должна обеспечивать снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Это обеспечивается при помощи атмосферы доброжелательности, веры в ребенка, использования индивидуального подхода, созданием для ребенка ситуации успеха.

Радость успеха окрыляет человека. Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. А успех рождается в творчестве. Радость творчества повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни, а ведь это те качества, в которых всё больше и больше нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья. От того, как формируется речь, мышление, творческие способности ребёнка, зависит познание мира взрослым человеком. При выполнении работы ребёнок вынужден проявлять терпение, выдумку, прилагать максимум старания, сил. Творческие задания помогают выявить не только общеучебные, но и специальные способности учеников. Чтобы ребёнок мог почувствовать себя успешным, мы выставляем работы ребят на сайте детских творческих фестивалей «Апельсин», «Южный полюс», отправляем работы в детскую газету «Солнышко». Создаёт ситуацию успеха в обучении и метод проекта. Этот метод позволяет реализовать принцип связи обучения с жизнью, т.е.создаются условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других, стимулируется познавательный интерес, появляется возможность получать удовлетворение от результатов своего труда, это, способствует успешной социализации детей-надомников и позволяет обеспечить им более полноценное участие в жизни общества.

Когда ребёнку комфортно на уроке, когда он уверен, что общение с вами для него безопасно, когда психологическая обстановка для него приятна, нет напряжения, рождается в детях интерес, желание видеть вас, присутствовать и работать на уроке. Благодаря такой работе, у детей, повышается познавательный интерес, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, которые так необходимы для успешной социализации и адаптации их в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галанов А. С. Игры, которые лечат / А. С, Галанов. — М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.

2. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006. – 72 с.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.

4. Мозговая В. М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговая и др. – М.: Академия, 2008. – 244 с.

5. Сочеванова Е. А. Комплексы утренней гимнастики для детей / Е. А. Сочеванова. — СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 28 с.

Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector