No Image

Для чего нужно мышление

СОДЕРЖАНИЕ
4 просмотров
11 декабря 2019

Метки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Суббота, 25 Сентября 2010 г. 11:17 + в цитатник

Главное во взаимоотношениях, это —
мужчине много хорошего давать,
и из себя много хорошего представлять :-).
Чем выше ценность — тем лучше отношения 🙂

Что такое "мышление человека",
и как можно научиться им управлять?

Из рассылки Оксаны Дуплякиной.Он + Она. Энциклопедия взаимоотношений

Чтобы заниматься личностным развитием, становиться эффективней и улучшать качество своей жизни, человеку в первую очередь нужно обратить свое внимание на свое мышление.

Все важнейшие процессы в жизни человека зависят от его мышления. Если человек будет мыслить как успешные и счастливые люди – он станет успешным. Если нет — то не станет. Это очевидно, но, к сожалению, вопросам мышления люди не придают особого значения. Если, к примеру, девушка хочет стать Завидной Невестой, и заинтересовать собою самого лучшего мужчину (хотя до этого она была Антиневестой со всеми вытекающими отсюда последствиями), она должна в первую очередь научиться мыслить как Завидная Невеста. ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ! А все остальное, — внешность, условия жизни, приданое и т.п., — вторично.

Если, к примеру, мужчина хочет стать успешным предпринимателем — он должен в первую очередь научиться мыслить как успешный предприниматель. ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, а все остальное вторично.

И люди вроде бы это понимают, поэтому во многих книгах обучая предпринимательству, авторы придают особое значение именно умению мыслить как предприниматель. Но, к сожалению, эти рекомендации зачастую не работают. Почему?

Потому что люди не понимают, что такое "Мышление", и как происходит этот процесс. Если бы они это понимали и знали — им было бы гораздо легче принимать правильные решения в своей жизни, и достигать успеха.

Меня всегда очень сильно интересовало, как происходит процесс мышления у человека. Как он придумывает мысли (и придумывает ли он их в действительности), почему у него в голове крутятся эти, а не другие мысли, и почему многим людям не удается сознательно контролировать свой процесс мышления? Ведь очевидно же, если человек будет мыслить как успешный индивидуум – он станет успешным, если нет — то успешным он не станет. А ведь все хотят стать успешными и счастливыми, но вот мыслить правильно не умеют, у них это почему-то не получается. А как сделать, чтобы получалось?

Что такое "мышление человека"? Как происходит этот процесс? И как им можно управлять?

Абсурд нашей жизни состоит в том, что этому самому главному вопросу не придают особого значения. В школе этому не учат, а учат разным отвлеченным вещам типа алгебры и геометрии (которая пригодится в жизни только двум-трем процентам обучающихся). А процесс мышления плотно и основательно изучают только небольшое количество ученых. Именно поэтому в нашей жизни так много несчастных и неэффективных людей, которые понятия не имеют, как нужно правильно мыслить, чтобы эффективно жить.

Почему есть люди, которые мыслят хорошо и эффективно, и получают лучшие результаты в жизни, а есть люди, которые мыслят плохо и неэффективно, и результаты в их жизни оставляют желать лучшего — никто толком объяснить не может. А все потому, что если данный вопрос и изучается нашей современной наукой, то в массы его никто не внедряет, и в школах не изучает. А зря.

Зачем человеку мышление

Тебе, наверное, не раз приходилось слышать, как родители и учителя в разных ситуациях говорили тебе: «Подумай», «Думай лучше», «Попробуй сообразить», «Учись мыслить самостоятельно», «Догадайся».

Так они обращались к одной из самых важных твоих человеческих способностей — способности мыслить.

Ты ведь уже знаешь, что человек — существо ра­зумное, мыслящее. Научное название человека та­кое: «Homo sapiens», или «Человек разумный».

А что значит быть разумным, мыслящим? Что такое мышление?

Тебе уже известно, что человек может по-разно­му познавать окружающий мир. В этом ему помога­ют такие психические процессы, как ощущения, восприятие, память. Так, ощущения и восприятие позволяют почувствовать разнообразие окружаю­щего мира, прямо соприкоснуться с ним: потрогать руками и различить гладкость и твердость, тепло и холод, увидеть его краски, услышать звуки, ощу­тить запахи и даже попробовать на вкус.

Память помогает сохра­нить и в нужный момент вспомнить все полученные человеком знания и впечат­ления.

А зачем нужно мышле­ние?

Отличие человека как существа разумного состоит в том, что он не только вос­принимает окружающий мир, но и хочет его понять.

Понять — это значит проникнуть в суть предме­тов и явлений, познать са­мое главное, существенное в них. Понимание дается человеку с помощью мыш­ления.

Мышление — это способность к решению проблем и задач.

Мышление помогает человеку совершать науч­ные открытия, изобретать и конструировать сложные технические устройства: космические ракеты, компьютеры, строить большие и краси­вые города, создавать замечательные произведе­ния искусства.

Без мышления невозможно читать интересные книги и понимать, о чем в них написано, решать математические задачи, писать стихи, отгадывать загадки, играть в шахматы и «морской бой», шить куклам платья, учить щенка выполнять команды.

Именно мышление позволяет не заблудиться в лесу, найти лучший способ помириться с другом, придумать новую игру для младшего брата или се­стры, выбрать маме подарок ко дню рождения и еще многое, многое другое.

Тебе, наверное, уже ясно, что без мышления че­ловек просто не смог бы быть человеком.

Чем мы думаем

«Чем ты думаешь? » Если тебе задать этот вопрос, ты скорее всего ответишь: «Конечно, головой. Чем же ещё?» И в целом будешь прав.

Уже в глубокой древности, когда люди очень мало знали о самих себе, они подметили важную роль своей головы в рождении мыслей. Эти знания закрепились в пословицах и поговорках: «Одна го­лова хорошо, а две лучше», «Голова б не думала, ноги б не пошли» и других. И в наши дни мы гово­рим об умном, сообразительном человеке: «У него голова хорошо работает».

В голове расположен головной мозг. Это тот орган, без которого мышление невоз­можно.

Читайте также:  Волнушки маринованные на зиму рецепты приготовления

Человеческий мозг устроен необыкновенно сложно. Учёные давно изучают мозг и уже много знают о том, из чего он состоит и как работает. Так, например, наружная часть мозга — она называется кора — имеет толщину всего два-три миллиметра. Но здесь расположено пятнадцать миллиардов (15 000 000 000!) особых нервных клеток. Это боль­ше, чем число людей на всём земном шаре!

Однако многое в работе человеческого мозга до сих пор остаётся загадкой.

По своим возможностям наш мозг во много раз превосходит любую самую мощную электронную технику. Но даже взрослый человек на протяже­нии всей своей жизни использует далеко не всё, на что способен его мозг, многое остаётся в резерве. Поэтому чем больше ты даёшь пищи своему мозгу, чем больше учишься думать, размышлять, тем лучше он развивается и тем легче ему справляться с любой, даже самой трудной, умственной работой.

С чего начинается мышление

Мышление не может появиться из ничего, на пу­стом месте. Твоя мысль только тогда начинает рабо­тать, когда нужно что-то понять, в чём-то разоб­раться, преодолеть затруднение. Это значит, что пе­ред тобой возникает какая-то задача и тебе нужно найти ответ на поставленный в ней вопрос.

Это происходит, когда ты, например, выполня­ешь задания на уроках математики, подбираешь нужное правило, чтобы не сделать ошибку в диктан­те, продумываешь следующий ход в шахматной партии, стараешься, чтобы тебя не догнали во время игры в салочки, подсчитываешь сдачу в магазине или вдруг встречаешь на своём пути огромную лужу, которую трудно обойти. И ещё во многих, многих других ситуациях.

Тогда-то ты и начинаешь думать: как же решает­ся эта задача? Какое правило грамматики нужно применить? Какой ход сделает противник, если я пойду «конем»? Как удачнее убежать от водящего? Есть ли способ перебраться через эту лужицу? И правильно ли мне дали сдачу?

Начиная думать о чём-то, ты решаешь мысли­тельную задачу и сначала задаёшь себе вопрос (или этот вопрос задаёт тебе кто-то другой). Мышление всегда начинается с вопроса!

Поэтому нельзя заставить мысль работать, если просто сказать себе: «Подумай». И у другого челове­ка от одной этой просьбы мысли в голове тоже не по­явятся. Нужно чтобы перед тобой возник вопрос, над решением которого тебе необходимо «думать».

И самое главное, чтобы на этот вопрос тебе самому хотелось ответить, чтобы тебе было важно и инте­ресно искать ответ.

Как ты думаешь, почему маленькие дети задают так много вопросов? Это происходит оттого, что ма­лыши очень любознательны. Им всё интересно и удивительно, но они ещё многого не знают. Поэтому они всё время обо всём спрашивают: а что это? Как называется? Зачем это нужно? Почему так происхо­дит?

Задавая взрослым вопросы, дети узнают о том, чего раньше не знали, и учатся понимать мир.

Учиться задавать вопросы очень полезно. Ты уже знаешь, что так рождается мышление. Ведь сам во­прос — это уже мысль. И чтобы его задать, нужно прежде подумать о том, о чем ты спрашиваешь.

Для развития в себе этой способности можно вы­полнять такое упражнение. Выбери какой-нибудь предмет (совершенно любой) и задавай о нём как можно больше самых разных вопросов: какого он цвета? Формы? Чем пахнет? Из чего сде­лан? Как сюда попал? Для чего предназна­чен? Кто его использу­ет? Где ещё его можно встретить? Что бы слу­чилось, если бы он был в несколько раз боль­ше (или меньше)? Дру­гого цвета? И так да­лее. И, конечно, поста­райся сам ответить на свои вопросы.

Это упражнение можно выполнять в свободную минуту дома, на улице, в школе на пере­мене. Ещё лучше, если ты будешь делать это с друзь­ями. Ты удивишься тому, как вопросы позволяют видеть с совершенно новой, неожиданной стороны даже самые привычные предметы.

Вопрос, на который нужно найти ответ, — это только одна важная составляющая любой задачи. Помимо вопроса каждая задача обязательно включа­ет и условия, которые надо учитывать при поиске от­вета.

Возьми любую задачку из учебника по матема­тике. Выдели в ней условия задачи и вопрос зада­чи. Вопрос и условия задачи всегда тесно связаны. И чтобы ответить на вопрос, нужно выяснить, что

же для этого необходимо знать. А разбирая условия задачи, можно выяснить, что уже известно и что ещё можно узнать.

Вопрос и условия задачи содержатся не только в математических задачках, но и в любой другой за­даче, над которой тебе приходится думать. Ведь жизнь на каждом шагу ставит перед человеком раз­ные проблемы и задачи.

Мыслительные действия

Когда человек что-то делает, работает, он совер­шает различные действия. Например, шофёр кру­тит руль, нажимает на педали, смотрит за показани­ями приборов, следит за сигналами светофора и до­рожными знаками и т. д. Для того, чтобы пригото­вить суп, мама варит бульон, режет овощи, добавля­ет соль и специи и т. д.

А что человек делает, когда он думает, то есть «работает головой»?

Размышляя над какой-либо задачей и отвечая на поставленный в ней вопрос, человек тоже соверша­ет определенные действия. Они называются умст­венные, или мыслительные действия.

Важнейшими мыслительными действиями яв­ляются: анализ и синтез, сравнение.

Анализ и синтез

Анализ и синтез — это самые главные мысли­тельные действия. Они неразрывно связаны между собой и обязательно участвуют в любом процессе мышления.

Что же такое анализ?

Чтобы решить какую-либо проблему или задачу, необходимо прежде всего разобраться в ней. Это значит, нужно выделить вопрос, на который требу­ется ответить, выяснить условия задачи: что извест­но, что неизвестно, что можно узнать.

Когда ты разбираешься в задаче, ты раскладыва­ешь ее на отдельные составляющие.

Мысленное разложение целого на отдель­ные части и есть анализ.

Использовать анализ, анализировать что-то тебе приходится довольно часто. Например, на уроке русского языка при разборе слова по составу ты вы­деляешь такие части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание. Разбирая по составу предло­жение, — выделяешь подлежащее, сказуемое и вто­ростепенные члены.

Чтобы составить план к прочитанному рассказу, нужно также разбить весь текст на отдельные части.

Читайте также:  Жареные бараньи ребрышки рецепты

Даже при выполнении прыжков в высоту (или длину) на уроке физкультуры необходимо сначала прикинуть, на какое расстояние отойти для разбега, с какой ноги начать движение, как оттолкнуться и т. д.

Серьезно анализировать тебе приходится и тогда, когда у тебя возникает какая-то ссора, конфликт в отношениях с друзьями. Тогда нужно задуматься и понять, почему произошла эта ссора, что и как надо сделать, чтобы больше таких конфликтов между вами не было.

Человек всегда анализирует, когда над чем-то ду­мает, размышляет. Правильный и полный анализ очень важен для того, чтобы принять затем верное решение. Именно об этом говорится в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Однако проанализировать что-то — это только половина дела. Не менее важно уметь сложить раз­розненные части в единое целое.

Вспомни, когда ты был маленький, ты, на­верное, не раз разбирал на части некоторые свои игрушки (машинки или куклы). Тебе было инте­ресно узнать, как они устроены, почему могут двигаться или издавать разные звуки.

Но вот снова собрать игрушку у тебя не полу­чалось (ты ведь был тогда совсем маленький). В ра­зобранном же виде иг­рушка тебя больше не интересовала. Ведь она не была больше той занимательной вещью, которая умеет так смешно двигаться или пищать.

Когда ты разбирал игрушку на части, ты анали­зировал ее. Чтобы восстановить игрушку, нужно вновь соединить отдельные ее части, то есть совер­шить действие, противоположное анализу. Такое дей­ствие называется синтез.

Синтез — это мысленное соединение в единое целое. Синтез позволяет понять, что представляет собой предмет как целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны и не суще­ствуют отдельно друг от друга. Без анализа человек не мог бы узнать важные детали и подробности о тех предметах и явлениях, которые окружают его в жизни. А без синтеза весь мир распался бы на от­дельные, никак не связанные между собой части. Вместе же анализ и синтез позволяют человеку пра­вильно познавать мир.

Кстати, действия анализа и синтеза тебе уже зна­комы, ты встречался с ними при изучении ощуще­ний и восприятия. Помнишь, ощущения возникают благодаря работе анализаторов, которые передают информацию об отдельных свойствах предметов. Может быть, ты заметил, что и само название «ана­лизатор» происходит от слова «анализ». Ну, а вос­приятие объединяет, синтезирует все эти свойства и позволяет узнать предмет в целом.

Сравнение

Сравнивать тебе приходилось много, много раз. Кто из вас с приятелем выше ростом? Кто в вашем классе лучше всех учится? Кто самый веселый? Чья бабушка лучше печёт пироги? Какое число больше: 2 или 32? И так далее.

Сравнить — это значит выяснить, чем один предмет отличается от другого или чем они похо­жи. При сравнении всегда устанавливается разли­чие или сходство между чем-то одним и чем-то дру­гим.

Умение устанавливать сходство и различие меж­ду разными предметами и явлениями очень важно для человека. Только сравнивая предметы’ и явле­ния друг с другом, человек может верно действовать в окружающем мире.

Например, если ты идёшь в лес за грибами, тебе важно отличать друг от друга грибы съедобные и несъедобные (это легче сделать, если захватить с со­бой специальную книгу «Определитель грибов»).

Сравнивая разные времена года, ты больше лю­бишь лето или зиму, весну или осень.

Сравнивая характеры и поступки разных людей, ты находишь тех, с кем хочешь дружить.

И так во всём. Всё, что существует в мире, человек познает путём сравнения.

Сравнение предметов (или явлений) всегда про­изводится по тому или дру­гому свойству, признаку: по цвету, форме, величине, скорости, вкусу, проис­хождению и пр. Эти при­знаки необходимо сначала выделить и сопоставить, сделать вывод о различии или сходстве. А это значит, что в сравнении обязатель­но участвуют анализ и син­тез.

Признаки, по которым происходит сравнение предметов, могут быть самые разные. Среди них важно различать признаки су­щественные и несущественные. Существенные признаки указывают на самое важное в предмете или явлении, говорят о его сути. Без своих сущест­венных признаков предмет перестает быть самим собой.

Например, существенные признаки автомоби­ля — это мотор и колёса. Без них транспортное средство уже нельзя назвать автомобилем. Что та­кое автомобиль без мотора? Без мотора — это уже коляска или самокат. Ну а без колёс? Ну разве мо­жет быть наземный транспорт без колёс?!

А вот цвет или марка являются несущественны­ми признаками для такого предмета, как автомо­биль. Они могут быть любыми, потому что от них суть самого автомобиля никак не зависит. Ведь несущественные признаки не относятся к сути предмета.

Существенные и несущественные признаки есть в каждом предмете или явлении. Благодаря способ­ности мыслить люди выделяют эти признаки, нахо­дят сходство и различие между ними. Это дает воз­можность раскрывать важнейшие связи и отноше­ния между предметами и явлениями и открывать законы, по которым устроен окружающий мир.

Зачем надо думать?

Одно время были очень распространены дискуссии: человек – это венец природы или наоборот, деятельность человека идет на благо природе или во вред и так далее…

Из всех этих вопросов нас интересуют выводы: чем же этот «венец» отличается от всех остальных природных объектов?

Оказалось, что человек обладает тремя способностями, которых нет ни у одного другого живого существа:

– интеллектом (мышлением и воображением)

– способностью к сознательной целенаправленной творческой деятельности (креативностью)

Причем, эти способности связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Мышление – это просто течение мыслей, картинок и смыслов1 Если в процессе мышления проводится анализ – частное общее, причина и следствие, процесс и результат – мышление человека становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание проблемы и поиск решения, которое сможет пригодиться в аналогичных ситуациях. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность – тип мышления, когда человек находит простые и быстрые решения, неожиданные и непривычные для стандартной точки зрения.

В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из словесной формы сообщения.

Читайте также:  Вяленые помидоры способ приготовления

Творческое мышление или креативность – это способ мыслить, который ведет к созданию нового. Творческое мышление связано с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека.

Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем образы отличаются от реальной действительности. В образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве результата творчества.

Итак, человек умеет думать. А зачем надо думать?

В обычной жизни взрослые люди думают довольно мало. Как только человек научился чему-то новому, он перестает думать об этом. Новый навык переходит на уровень привычек и рефлексов. Это как с ездой на велосипеде – все делается само собой. Получается, что подавляющее большинство того, что человек делает на протяжении всей жизни, он делает машинально, а мыслительная деятельность проявляется в учебе и, если повезет, немного в работе.

Вот приблизительный график интенсивности мышления среднестатистического человека.

В детстве мы учимся, овладеваем новыми знаниями и навыками, в молодости тоже еще сталкиваемся с различными новшествами.

Поэтому, все наши дети, конечно же, вундеркинды. Да мы и сами были такими. Потом студент и даже молодой специалист подает большие надежды. Но время идет, работа становится привычной, и к сорока годам мы вдруг обнаруживаем, что занимаемся рутиной. Нам заранее известно, что в какой ситуации надо делать, и если, не дай бог, происходит что-то необычное, то это скорее пугает нас, нежели радует.

А ведь чем больше в жизни событий, тем интереснее жить. Конечно, многие события требуют от нас креативную реакцию. Зато умение мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Способность быть креативными может пригодиться в любой ситуации.

Обратите внимание, как сильно изменилась наша жизнь за последние 20—25 лет. Мы сейчас вынуждены конкурировать со всем миром, и условия конкуренции ужесточаются с каждым годом. Умение думать и придумывать новое повышает наши шансы в этой борьбе.

Кстати, самый большой доход приносят именно новые идеи.

1. Брэд Хьюз (более 5 млрд. долл.)

Очень чудная, однако одна из наилучших бизнес идей, содержится в установке камер хранения вдоль автострады. Желающих пользоваться такими камерами было так много, что доход превзошел все возможные ожидания и прогнозы. Сейчас корпорация «Public Storage» является одной из огромнейших организаций в сфере хранения.

2. Amazon.com (более 5 млрд. долларов)

Джеффри Бэзос был первым, кто начал бизнес в интернете путем торговли книгами.

Ничто не остается неизменным. Так было тысячи лет тому назад и так будет впредь.

Мир меняется в материальной, социальной и экономической областях.

Перемены порождают проблемы, и чем больше скорость и масштаб изменений, тем масштабнее и сложнее проблемы.

Почему изменения вызывают проблемы? Потому что всё на свете представляет собой систему – будь то человек или Солнечная система. Любая система состоит из подсистем. Когда происходят изменения, подсистемы меняются не сразу: одни трансформируются быстрее, другие медленнее. Это ведет к нарушениям в системе, а проблемы представляют собой их проявление. Анализ любой из ваших проблем – поломки машины, разлада в семье, неприятностей на работе – покажет, чтопроизошел сбой, и вызван он именно тем, что что-то изменилось.

Проблемы, появившиеся в результате перемен, требуют решения. Однако любые решения порождают новые изменения, а значит, новые рассогласования, приводящие к новым проблемам.

Задача любого вида деятельности – ведения бизнеса, воспитания детей или управления государством – решать сегодняшние проблемы и готовиться к завтрашним. А это означает управление изменениями.

Мир меняется очень быстро, и человек должен учится новому всю жизнь. Иначе он будет неконкурентоспособен. Мы очень часто неправильно понимаем Дарвина. Он никогда не говорил, что выживает сильнейший. В этом случае планету населяли бы одни саблезубые тигры.

Выживает не самый сильный, а самый восприимчивый к переменам.

Мы привыкли считать, что наши умственные способности даны нам свыше. Что дано, то и дано. Кому-то повезло больше, кому-то меньше.

Исследования ученых последних лет показали, что развитие человеческого интеллекта продолжается всю жизнь, и свои умственные способности можно значительно улучшить. Для этого необходимо постоянно тренировать мозг.

Раньше считалось, что давшая сбой клетка не восстанавливается, но сейчас это утверждение опровергнуто. Оказывается, нервные клетки и клетки головного мозга можно воссоздать в ходе регулярных умственных тренировок. И хотя скорость восстановления нервных клеток невысока, она может увеличиваться, если человек занимается интеллектуальным трудом.

Биологи обнаружили, что в мозге ежедневно возникают тысячи новых клеток – нейронов. Причем, возникают только в тех областях, которые связаны с интеллектуальными функциями.

Чтобы тренировать мозг и поддеживать его в рабочем состоянии, надо постоянно его удивлять, заставлять работать по разному. Именно в этом суть тренировок: сломать привычный ход мысли, внести новизну во все, что вы делаете, не задумываясь. Именно необычное стимулирует мозг, внимание и память.

Кроме того, продолжительность жизни зависит от умственного развития. Смертность людей, которые на протяжении жизни занимались умственным трудом, в четыре раза ниже по сравнению с теми, чей мозг не испытывал подобной нагрузки. Некоторые группы творческих работников имеют продолжительность жизни на 20 лет большую, чем среднестатистическая в то же время.

Бытует даже мнение, что творческий интеллектуальный труд способствует долголетию. При этом чем талантливее человек, тем дольше он живет.

Примеры продолжительности жизни деятелей интеллектуального труда:

Итого, зачем надо думать:

Чтобы повысить свою конкурентоспособность и, соответственно, улучшить свое материальное положение.

Чтобы быстрее воспринимать изменения условий жизни и управлять ими себе на благо.

Чтобы прожить долгую, здоровую и интересную жизнь.

Комментировать
4 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector